Восхождение на Шаухох, пик Геодезиста, Кармадонское ущелье

Летом 2016 года мы совершили 10-дневный поход по Кармадонскому ущелью, Северная Осетия

Конечной целью нашего маршрута было восхождение на вершину Шаухох (4636м) и пик Геодезиста (4150м). Подход до базового лагеря под ледником Гольда (3600м) у нас занял три дня с двумя ночёвками – в зелёном и уютном Геналдонском ущелье и в камнях неприветливого цирка Колки.

Ледник Мали

Было очень тяжело, мы ползли по морене ледника, переправлялись через реки, поднимались вдоль крутого берега бурной реки с тяжеленными рюкзаками… Но мы выдержали.

19.07.16г. ранним утром группой из шести человек мы начали подъём на вершину. Ночь перед этим не спалось, мы выглядывали из палаток, всматриваясь в небо с надеждой увидеть звёзды, так хотелось ясной погоды и не терпелось скорее начать подъём… На рассвете небо было спокойным, с лёгкими облачками и мы, быстро собравшись, с первыми лучами солнца бодро ступили на ледник.

До привала на перевале Цата погода была к нам всё ещё благосклонна и мы, отдышавшись и воодушевившись видами на ледник Мали, Казбек, и Куртатинское ущелье, стали подниматься по рыхлому глубокому снегу на восточный гребень горы. Но, к сожалению, погода стала стремительно портиться, поднялся ветер, который принёс сначала дождь, потом мокрый снег. Началась гроза с близкими молниями и раскатами грома, мы быстро промокли и замёрзли. С набором высоты одежда стала покрываться ледяной коркой. Видимость падала до нуля. Но дух наш был силен и крепок… Увы, полюбоваться красотами гор с высоты вершины Чёрной Горы в таких условиях нам не удалось.

Зато на следующий день солнышко сияло во всю и мы взлетели на пик Геодезиста… Здесь-то и налюбовались видами Кавказа. Мы поднялись выше облаков и Шаухох был обманчиво близок, даже наши следы можно было рассмотреть на снежном покрове гребня. Оставалось только сожалеть, что так спешили с восхождением вчера.
Во время нашей стоянки в базовом лагере у прозрачного озерка с ледниковой водой ни одной минуты мы не провели в тишине. Гул близкого водопада и постоянный ветер были нашей музыкой в этом походе. С ветром нам вообще повезло, он дул не переставая. Особенно запомнилась ночёвка на камнях Колки, когда всю ночь пришлось держать, переставлять и перевязывать крепления у палаток. Саша, опрометчиво выйдя из палатки на минуту, бегом догонял свою палатку около ста метров, немного до реки не добежали. Ветер постоянно уносил все незакреплённые, не утяжелённые и непривязанные вещи. Готовить приходилось в расщелинах и под камнями. В базовом лагере, правда, для кухни нам подвернулась удобная группа плоских валунов с нишей для хранения посуды под большим камнем. Но всё равно, несмотря на жёсткие условия и непогоду место базового лагеря оставило о себе приятные воспоминания. Было здорово: звездные ночи, рассветы с золотыми вершинами, весёлые и интересные беседы по вечерам в дружной компании, прогулки на панорамные места к гигантским монолитным валунам с шикарными видами…

На обратном пути мы сделали ночёвку на автоматической метеостанции, переждав дождь в хижине Олега Рыжанова (Душмана), за что ему большое спасибо. В этом месте специфическая атмосфера тепла, взаимопомощи и аскетического уюта. Уголок земли для метеостанции выбран очень живописный – небольшая долина с ручейком над рекой и под отвесными скалами, покрытая ковром из травы и цветов. Здесь можно было бы провести гораздо больше времени, просто валяясь в этой траве и загорая, но увы, времени у нас не оставалось. На следующее утро мы спустились к Колке и петляя между груд камней морены, оставленной после схода ледника, подошли в Верхним Кармадонским ваннам, где провели наш последний день этого похода, отдыхая, уничтожая остатки продуктовых запасов, откисая в воде горячих источников и прогуливаясь вдоль русла Геналдона.

После полудня 25 июля мы уже дремали в газельке по дороге к дому. Десять дней пролетели быстро, но, безусловно, воспоминания о себе они оставят надолго…